Арктика. Ледоколы. Будущее
Заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» — директор Арктической дирекции Вячеслав Рукша в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал о развитии Северного морского пути — от первых арктических экспедиций до современных атомных ледоколов и перспективных технологий:
В 2000 году Россия приняла стратегическое решение о строительстве новых атомных ледоколов для развития Северного морского пути (СМП). Тогда ключевым событием стало совещание с Владимиром Путиным на борту ледокола «Россия», которое заложило основы для дальнейших решений.
Основные причины: необходимость обеспечить транспортную безопасность, развивать арктическую инфраструктуру и использовать богатства региона.
Поддержка руководства и научно-техническая подготовка сыграли важную роль. В 2007 году завершили проект нового поколения атомных ледоколов с установкой РИТМ-200.
В 2010 году было принято решение о создании ледокольно-транспортной системы для вывоза СПГ на Ямале, что усилило необходимость новых ледоколов.
Сейчас «Балтийский завод» строит серию из 6 ледоколов проекта 22220 — это расширяет возможности для обслуживания проектов Норильского никеля, Новатэка, Восток Ойл. Планируется строительство еще двух судов к 2026 году.
Средняя скорость на Севморпути при сопровождении ледокола — около 10 узлов. Мощные арктические суда работают носом вперед, а «азиподы» не дают существенных преимуществ для таких судов — лучше использовать прямой вал и поддержку ледоколов в тяжелых льдах.
Госкорпорация «Росатом» системно развивает СМП с 2018 года, создав Дирекцию СМП под руководством Алексея Лихачева. В рамках проектов — «Норникель», «Газпром нефть», «Новатэк», а также новые инициативы «Восток Ойл» и проекты на базе Баимской рудной зоны и Сырадасайского месторождения.
История освоения Северного морского пути насчитывает уже 500 лет! В 1913–1914 годах барон Врангель предсказал, что Россия построит ледоколы, способные свободно проходить среди льдов и использовать Ледовитый океан во благо страны. Сегодня эта мечта становится реальностью, открывая новые горизонты для России в Арктике!
Фото: ФГУП «Атомфлот»
Пресс-служба Ил Тумэна