От речного флота до северного завоза: Якутия формирует судостроительный кластер при поддержке федерального центра
Рабочая встреча Главы республики Айсена Николаева с Министром промышленности и торговли РФ Антоном Алихановым стала важным этапом в обсуждении дальнейших шагов по укреплению промышленного каркаса нашей республики. Об этом в комментарии заявил министр экономики Якутии Петр Попов.
«Сегодня в республике успешно реализуем комплексные программы по модернизации производственных мощностей, активно развиваем инфраструктуру, территории опережающего развития и региональные технопарки. Мы не ограничиваемся традиционными сферами, а смело осваиваем новые, высокотехнологичные направления. Стабильность промышленного роста во многом обусловлена системной и своевременной федеральной поддержкой, которую мы высоко ценим», — сказал Петр Попов.
Министр экономики подчеркнул, что одним из ключевых вызовов для дальнейшей диверсификации и укрепления промышленности является развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
«
Особое внимание в ходе встречи Айсеном Сергеевичем было уделено Жатайской судоверфи. Мы видим в этом проекте не просто крупное промышленное предприятие, а стратегический центр, который даст новый импульс развитию речного флота Якутии. Судоверфь станет судостроительным кластером, который позволит создать современный речной флот для грузоперевозок по Ленскому бассейну и в Арктической зоне, включая Северный морской путь, а также гарантировать обеспечение северного завоза — вопроса жизнеобеспечения для арктических и северных районов. Это один из ключевых элементов в обеспечении устойчивости всей логистической цепочки республики
», — отметил министр.
В 2025 году введена в эксплуатацию первая производственная линия Жатайской судостроительной верфи, успешно завершены испытания малотоннажного парома. Инвестиционная стадия проекта подходит к завершению, и для перехода к устойчивой эксплуатации Жатайской судоверфи срочно необходима долгосрочная загрузка.«
С одной стороны, существует подтвержденная потребность региона в 283 новых судах до 2035 года, а также потенциал для строительства судов арктического класса. С другой — потенциальные заказчики — предприятия Ленского бассейна ввиду закредитованности не имеют финансовой возможности для реализации своей программы обновления флота. Таким образом, сегодня общая задача регионального Правительства и федерального центра — синхронизировать производственные возможности верфи и платежеспособный спрос в рамках единого стратегического подхода
», — отметил министр экономики Петр Попов.
Для этого, по его словам, необходимы скоординированные действия в части интеграции проекта в федеральные программы, формирования «дорожной карты» — прозрачного многолетнего плана заказов, а также поддержки в качестве якорного резидента ТОР «Якутия». Судоверфь должна получить максимальный эффект от предусмотренных преференций, а также стать точкой притяжения для смежных производств, создающих полный судостроительный кластер, что соответствует целям индустриализации, закрепленным в стратегических документах.
Напомним, Жатайская судостроительная верфь является резидентом ТОР «Якутия», а также объектом мастер-плана города Якутска, разработанного по поручению Президента России Владимира Путина. Мощности верфи, позволяющие выпускать до 10 единиц судов класса «река-море» арктического исполнения в год, а также участвовать в производстве компонентов для судов более высоких ледовых классов, создают уникальный для Дальневосточного федерального округа технологический задел.
Подписывайтесь на наши каналы МАХ VK Telegram
#МинэкЯкутия








































