Айсен Николаев: когда мечты сбываются
Всегда хорошо, когда мечты сбываются. Особенно если это мечты главы огромного, к тому же наполовину арктического региона.
На днях Правительство России формализовало исполнение части идей и проектов Главы Якутии Айсена Николаева, приняв Распоряжение №3014-р от 27 октября 2025 года.
Данным распоряжением наконец-то утверждён долгосрочный план комплексного социально-экономического развития агломерации Тикси-Найба на период до 2035 года.
Это был долгий путь. Впервые вслух о возможности строительства глубоководного морского терминала на берегу Северного Ледовитого океана у якутского села Найба заговорили в 2021 году.
Признаться, поначалу новость не воспринималась всерьёз. Слишком уж заманчивой казалась идея. Слишком красивой для того, чтобы однажды стать реальностью.
Это не только удешевление Северного завоза, а мощный рывок в развитии всей якутской Арктики.
В тех краях есть не только золото с оловом, но и нефть, газ, редкозёмы…
Но время шло, Айсен Николаев не уставал выступать в Совете Федерации, ПМЭФе, ВЭФе, огромном количестве других публичных и непубличных совещаний и заседаний.
И как-то незаметно в его союзниках оказались сенаторы во главе с Валентиной Матвиенко, Полпред Президента в ДФО Юрий Трутнев, Минвостокразвития, Росатом, масса других людей и органов федеральной власти.
В том числе важную роль сыграл бывший премьер Якутии, а ныне глава Росморречфлота Андрей Тарасенко.
Зато теперь мы точно знаем, что правительство России планирует в срок до 2030 года завершить первый этап строительства морского порта в районе села Найба.
Вложив только в этот проект 5,68 млрд рублей федеральных средств.
Также в долгосрочный план комплексного развития агломерации Тикси-Найба с общим объёмом финансирования 34.711,2 млн рублей входит ещё одна давняя задумка Айсена Николаева – строительство протянувшейся до самого Северного Ледовитого океана круглогодичной дороги «Яна».
Уже в следующем году правительство Якутии вместе с Минвостокразвития должны представить обоснование строительства участка «Яны» на маршруте Барылас - Батагай - Усть-Куйга - Найба.
Будут вестись и практические работы. Правда, в не слишком большом объёме. Пока речь идёт об обустройстве до 2031 года автозимника продленного действия на участке Усть-Куйга – Найба.
Однако мы полагаем, что сама жизнь заставит строить дорогу «Яна» и на других участках. Если не за счёт бюджетных средств, то на деньги заинтересованных в морпорте Найба компаний.
Но и это не всё. Внимание правительства России привлекла ещё одна идея, лоббируемая Айсеном Николаевым на всех мыслимых уровнях, включая международный.
В долгосрочном плане развития опорной агломерации «Тикси-Найба» сказано:
«Подготовка предложений по созданию интермодального транзитного международного транспортного коридора, соединяющего провинцию Хэйлунзян (Китайская Народная Республика), Амурскую область, Республику Саха (Якутия) через пограничный переход Джалинда - Мохэ, по железнодорожной магистрали Рейново - Сковородино - Нерюнгри - Нижний Бестях, по реке Лена с выходом на Северный морской путь (пос. Тикси)».
Задание дано Минвостокразвития, Минтрансу страны и, разумеется, правительству Якутии.
Поручение должно быть выполнено уже в следующем году.
Так что да – здорово, когда мечты сбываются. Особенно мечты, приносящие пользу всей северной республике и её жителям.
#ПравительствоРоссии #Якутия #Арктика #агломерация #Тикси-Найба #морпорт #дорогаЯна #интермодальныйкоридор #АйсенНиколаев







































