Дмитриев, спецпредставитель России, заявил, что уже полгода ведётся работа по обоснованию строительства тоннеля между Россией и Аляской. Проект обсуждался на уровне президентов. Дональд Трамп назвал идею интересной.
Поддерживаю эту инициативу как шаг к развитию Чукотки и созданию совместного логистического проекта России и США. Плюсы очевидны. Но стоит остановиться на сложностях.
Главная трудность и основная часть расходов — это не сам тоннель, хотя он и крайне сложен технически, а строительство тысяч километров железной дороги по вечной мерзлоте в Чукотке и на Аляске. Грунт там нестабилен: зимой промерзает, летом оттаивает, из-за чего железнодорожное полотно проседает и разрушается. Это требует постоянных вложений, сложных технологий и регулярного ремонта.
Технические решения существуют, но эксплуатация дорог на мерзлоте крайне дорогая. Примеры — участки БАМа и Якутской железной дороги. На Аляске по этой причине мало асфальтированных дорог: большинство маршрутов — грунтовки, сложных магистралей почти нет. В Советском Союзе попытки строить железные дороги через вечную мерзлоту заканчивались провалами и консервацией проектов. Кто не верит, поищите Трансполярная магистраль «Мёртвая дорога». И это было в то время, когда страна была способна успешно реализовывать мегапроекты. У Сталина не получилось. А сейчас получится?
Расстояния колоссальны. На российской стороне нужно проложить около 3,7 тысяч километров железной дороги до выхода на Чукотке. Со стороны США — ещё минимум 2 тысячи километров до действующей сети в Канаде. В итоге получается до 6 тысяч километров новых путей в тяжёлых арктических условиях. Население разрежено, инфраструктуры почти нет.
Перед реализацией проект требует серьёзного расчёта окупаемости. Сейчас товаропоток между Россией и США минимален и осуществляется морем — самым дешёвым способом перевозки.
В долгосрочной перспективе тоннель создаст первый в истории сухопутный торговый коридор между Евразией и Северной Америкой. Это сократит маршруты доставки, уменьшит время транспортировки между Азией, США и Канадой и разгрузит морские пути через Суэц и Панаму.
Проект способен стать стимулом для развития северных регионов России и Аляски. Появятся рабочие места, новые поселения, логистические узлы, энергетическая и коммуникационная инфраструктура.
Россия сможет стать транзитным звеном между Азией и Америкой, получая прибыль от перевозок и логистики. По тоннелю можно будет проложить и кабели связи, и трубопроводы.
Проект уникальный и амбициозный. Он сулит серьёзные выгоды, если удастся воплотить его в жизнь. Сможем ли?
Пишите своё мнение в комментариях