1/7 часть всех бюджетных расходов в 2026 году будет направлена на субсидии организациям коммунального комплекса. При общем бюджете Якутии в 340 млрд на эти цели заложено более 43,3 млрд рублей.
Об этом сообщил и.о. министра финансов республики Иван Алексеев, выступая на круглом столе Экспертного клуба, посвященном теме ЖКХ.
Он напомнил, что субсидия дается организациям коммунального комплекса для того, чтобы население не платило полный экономически обоснованный тариф. То есть часть финансовых обязательств якутян перед ресурсниками берет на себя республика.
«Мы, сидящие здесь жители города Якутска, ежемесячно оплачивая коммунальные услуги, фактически платим 70% от реального тарифа — оставшиеся 30% субсидируются из госбюджета. А жители северных арктических районов платят лишь 5–6%. Понимаете, что без этой субсидии жители северных территорий платили бы в месяц по 100–120 тысяч рублей коммунальных платежей, но это невозможно. Поэтому мы субсидируем», – пояснил Иван Алексеев.
Несмотря на то, что в бюджете 2026 года на субсидии ОКК заложено более чем на 8 млрд больше, чем в этом году, этих средств все равно недостаточно, чтобы покрыть все потребности.
«Если в 2022 году наш бюджет оплачивал субсидию в размере 25 млрд рублей (всего три года назад), то в этом году сумма составляет уже 35 млрд — на 10 млрд больше. А на следующий год мы закладываем 43 млрд 300 млн. То есть практически двукратный рост за четыре года. Наверное, те, кто внимательно следит за расходами бюджета, понимают — нет, наверное, такой статьи, которая бы за 3–4 года выросла в два раза: ни зарплата, ни содержание, ни ремонт. А субсидия выросла», – сказал Алексеев.
Среди основных причин роста субсидий ОКК участники круглого стола назвали удорожание топлива и другие факторы.
Иван Алексеев объяснил, в каких непростых условиях формируется бюджет 2026 года и какие механизмы используются, чтобы выйти из сложившейся ситуации.
«В этом году, когда заходили в год, январь и февраль у нас низкодоходные месяцы — налоговых поступлений почти нет. Раньше мы выходили за счёт остатков — на 1 января у нас были большие остатки на счетах. В 2024 году на 1 января остатки составляли 23 млрд рублей, а в этом году — 707 млн. Разница ощутимая. Чтобы прожить январь — платить зарплаты два раза в месяц, социальные выплаты, коммунальные расходы — мы обращались и в федеральный центр, и к крупным налогоплательщикам. В январе–феврале мы получили определённую поддержку и за счет этого начали платить предприятиям ЖКХ заранее, чтобы не ухудшать ситуацию. В прошлом году, вы знаете, был принят федеральный закон о северном завозе — благодаря этому в марте этого года мы первыми из субъектов РФ получили кредит на 3 млрд 100 млн и направили его предприятиям ЖКХ. Затем лимит увеличили ещё на 1 млрд 800 млн — всего получили более 4 млрд 800 млн. Мы получали опережающие дотации Минфина РФ — это тоже было непросто, учитывая ситуацию федерального бюджета. Но мы добились. Поэтому профинансировали значительную часть объёма уже в первом полугодии, с учетом кредитов и так далее. Ситуация сложная, скрывать нечего, но правительство работает. Необходимо принимать комплекс мер», – уточнил в своем выступлении и.о. министра.
Он также пояснил, почему невозможно предусмотреть в бюджете всю необходимую сумму для субсидий ОКК.
«Повторюсь, 44 млрд, которые мы закладываем, недостаточно, есть определенный дефицит. Есть расчёты, что нужно предусмотреть 82 млрд. Но если заложим все 82 млрд, при бюджете 340 млрд на следующий год, то придётся отказаться от многих других расходов», – указал Иван Иванович.
#ПравительствоЯкутии









































