Артем Яковлев - о работе спасателей в Сунтарском улусе

Артем Яковлев - о работе спасателей в Сунтарском улусе

Артем Яковлев - о работе спасателей в Сунтарском улусе

В настоящее время в Вилюйской группе улусов есть два поисково-спасательных отряда в Верхневилюйском и Нюрбинском районах, а также в Сунтарском районе - три спасателя, которые пока не являются полноценным отрядом. Их руководителем является Артем Борисович Яковлев, до 2023 года прикрывавший в одиночку крупнейший по площади улус Вилюйского бассейна.

Из пожарных - в спасатели

- Я сам местный, родился в селе Шея, расположенном на правом берегу Вилюя от Сунтара. В 2006 году устроился в пожарную часть по охране села Шея в качестве водителя. Через год по семейным обстоятельствам перебрался в районный центр, где также был водителем в пожарной части.

Через некоторое время стал бойцом-пожарным, затем спустя несколько лет - начальником караула. С первых дней работы в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, я твердо решил связать свою жизнь с этой отраслью, ведь что может быть лучше, чем помогать и спасать людей?

Будучи в должности начальника караула прошел конкурс, по результатам которого был направлен для обучения в Академию МЧС в Москве на целевое место. Учился заочно, обучение и проезд оплачивала республика в лице тогдашнего госкомитета (ныне МинГОиОБЖН РС(Я) - прим. авт.). В 2014 году еще во время обучения меня уже назначили начальником гарнизона, в этой должности проработал до 2017 года. За эти двенадцать лет в качестве пожарного было всякое: и радости, и горести, и огромный опыт.

После увольнения я несколько месяцев отдыхал, накопилось множество отпускных дней за все годы. В конце 2018 года, меня пригласили в администрацию. Оказалось, что благодаря инициативе Главы улуса Анатолия Васильевича Григорьева, Служба спасения республики решила открыть вакансию в Сунтаре и мне предложили стать спасателем. Я с радостью согласился. Полноценный отряд в то время открыть возможности не представлялось, поэтому меня оформили, как прикомандированного спасателя. Практически пять лет я работал один.

Сунтарские спасатели

Подкрепление в лице одного работника пришло только в 2023 году, в прошлом году взяли еще одного, итого нас сейчас трое, все еще недостаточно, но гораздо лучше, чем было. В первые годы, во время моего отпуска улус переходил в зону ответственности Нюрбинского ПСО.

Сейчас, помимо работ в Сунтарском улусе, мы бывает, отрабатываем заявки на границе с Мирнинским районом.

Наша работа особо не отличается от работы других поисково-спасательных отрядов – это поисково-спасательные работы, профилактика, лесные пожары. Половодье, благодаря регулированию водостока с каскада Вилюйской ГЭС, проходит у нас без эксцессов, бывает, конечно, что уровень воды в некоторых населенных пунктах подступает к критическим, но выше не поднимается.

В связи с тем, что мы не являемся полноценным отрядом, у нас нет своего здания и техники. Есть только форма (смеется). Находимся в одном кабинете в здании районной типографии. Во время поисковых и иных работ техникой нам помогают предприятия района, дрон подарила администрация. Специальная вездеходная техника в особенности нужна нам если поисковые работы проходят в районе села Кэмпендяй, на востоке улуса, там много болот, кочкарников. Бывает, что там даже болотоходы не проезжают, тогда ведем поиски пешком.

За эти пару лет я хорошо подготовил своих ребят, могу уже со спокойной душой уходить в отпуск, но если во время отдыха нахожусь в Сунтаре, то все равно выхожу на помощь, не могу оставаться в стороне.

Во время лесных пожаров мы трудимся с добровольцами, организуем, руководим их деятельностью.

Когда нет вызовов, повторяем, разбираем теоретическую часть поисковых и иных работ. Благо в Академии МЧС этому уделяли большое внимание.

Работа с картой, с населением - это азы поисковых работ. В остальное время проводим профилактику – беседуем с населением, ездим по предприятиям, школам, детским садам, училищам, ведем работу через средства массовой информации.

Про нас в улусе все хорошо знают. В случае пропажи людей заявки приходят через ЕДДС, полицию, напрямую звонят. Мы реагируем незамедлительно, главное, чтобы люди обращались к нам как можно быстрее, ведь главное – это время.

Вот, был у нас один случай, когда на нас вышли только на десятый день после пропажи человека.

Две недели в тайге

Это было пару лет назад. Была середина июня, один пожилой мужчина, примерно 65 лет, вышел из дома в Сунтаре и не вернулся. Нас известили об этом только на десятый день. В первые дни его вроде вообще и не искали, по словам знакомых с ним людей, раньше он так уходил на несколько дней, но затем возвращался. Дело усложнялось тем, что мы не знали, в каком направлении он ушел, на камерах не «засветился», никто его не видел.

Стали искать по всем направлениям, было две группы. На второй день поисков, я во время обследования одного летника в поле, заметил сложенные палки. Кто-то собрал все веточки и палки с ближайшей местности в одном месте. Тогда же и вспомнил, что кто-то из знакомых потерявшегося говорил, что у старика была такая привычка.

Стали искать дальше. В тот день мы нашли еще пару таких куч из веток, поняли, что идем в правильном направлении. Решили продолжать поиски пешком.

В скором времени на границе леса нашли один резиновый сапог, затем штаны, висевшие на ветке, в нескольких метрах на земле – шапку и кофту. Уже был поздний вечер, поэтому сфотографировав эти вещи мы вернулись обратно. Знакомые пропавшего опознали его вещи, и с утра мы решили хорошенько перешерстить данную местность. Были организованы три поисковые группы из волонтеров, разбили зону поисков на квадраты и начали работать. В скором времени вторая группа его обнаружила… живым.

Он практически две недели находился в лесу, один. Состояние его здоровья оценили, как удовлетворительное, чем он питался, где спал, как выживал, почему ушел из дома, все эти вопросы остались без ответа, мужчина потерял память, но все же остался жив. Я был очень удивлен и рад одновременно.

Планы на будущее

Как и говорил ранее, нас сейчас трое, но этого для полноценной работы недостаточно. Сейчас идет работа по реорганизации нас в контрольно-спасательный пост, значит, мы уже перестанем быть прикомандированными из разных структур Службы спасения, а станем отдельным отрядом. Штат должны увеличить до пяти человек, сейчас администрация района выделила нам участок под строительство административного здания. Надеюсь, в скором времени мы сможем справить новоселье и обзаведемся своей техникой и всем необходимым для ведения работы. В будущем с расширением смогли бы взять под зону ответственности и соседний Олекминский район.

Николай Кычкин

Артем Яковлев - о работе спасателей в Сунтарском улусе

Артем Яковлев - о работе спасателей в Сунтарском улусе

Артем Яковлев - о работе спасателей в Сунтарском улусе

Источник: Telegram-канал "Служба спасения Якутии"

Топ

Лента новостей