ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
маршрут уходящего дня
Встреча Путина и Трампа состоится, возможно, неподалеку от взлетки, с которой в годы Великой Отечественной войны поднимались в небо ленд-лизовские американские истребители «Аэрокобры» и бомбардировщики Б-25. И летели по маршруту программы АлСиб.
Аляска – Сибирь.
И далее на фронт.
В преддверии саммита журнал «Родина» напомнил хронику героических перелетов.
Первые самолеты стартовали по АлСибу 7 октября 1942 года. Лидером группы шел Б-25 с изображением белого медведя, пилотируемый знаменитым полярным летчиком Ильей Мазуруком.
Отныне - полковником, командиром 1-й перегоночной авиадивизии.
У него было огромное, опасное и очень хлопотное хозяйство.
1-й перегоночный авиаполк перегонял машины с Аляски на Чукотку - через тайгу и Берингов пролив, из Фербенкса в Уэлькаль.
2-й - с Чукотки на Колыму, через тундру и дикие горы в Сеймчан.
3-й - с Колымы через хребет Черского и Оймяконское нагорья с его «полюсом холода» в Якутск.
4-й - через якутскую тайгу в Киренск.
5-й - из Киренска в Красноярск.
Отсюда пилотов, сдавших машины, возвращали в Америку на транспортных «Дугласах». А эстафету принимали 9-й перегоночный авиаполк и 2-й перегоночный авиаполк ВВС ВМФ.
Этим было уже легче: они летели над сравнительно обжитыми районами, по «компасу Кагановича» - ориентируясь по трассе Транссиба. Но «легче» - не значит «легко»…
Лучше, чем кто либо, уже в феврале 1942 года это понимал американский президент Франклин Рузвельт:
«Мы знаем одно: китайцы убивают японцев, а русские убивают немцев Поэтому мы должны начать посылать им во сто раз, в тысячу раз больше материала, чем они получают от нас теперь…»
Спустя 80 лет, в декабре 2022 года, власти Аляски не пустят российских дипломатов на могилы советских летчиков в Анкоридже. Может быть, в пятницу Трамп объяснит соотечественникам, нынче с распростертыми объятиями принимающими саммит, как они были неправы?